ИНОЧЕСКОЕ КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО | |
Поучение о молитвенном правиле |
|
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. “Предпочитаю,— сказал великий отец Матой, — непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому”. А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило. Часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые грубые согрешения. “Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,— говорит святой Исаак Сирии,— не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: “Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего” (Исаак Сирин. Слово 71). Всесвятая Троица, Боже наш! Слава Тебе! Аминь. |
|
Уставы иноческого келейного правила | |
Следованная Псалтырь | |
Устав Флорищевой пустыни | |
Устав монастырей Саровского и Юрьева Новгородского | |
Оптинское келейное правило | |
Келейное правило Свято-Троицкого Сергиева Рижского монастыря | |
Устав Серафимо-Дивеевской девичьей обители | |
Примечания |
|
1
Почти во всех монастырях
сотницы совершались отдельно
от канонов повечерия, и если
совершались в храме, то через
некоторое время после
повечерия или после вечерней
трапезы. 2 Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии. 3 Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири. 4 Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях. 7 В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”. | |