О ПСАЛТЫРИ |
|
|
|
|
Из всех книг Священного Писания книга псалмов — самая общеупотребительная у православных христиан, самая любимая. У каждой из книг Священного Писания свое собственное назначение, книга же псалмов, как говорит святитель Василий Великий, “объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познашь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов”. Псалтирь стали разъяснять еще с первых веков христианства. Псалмы толковали св. Ипполит мученик, Ориген, в четвертом веке появляются знаменитые толкования на псалмы святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Нисского, Илария, блаженных Иеронима и Августина и многих других.Эти отеческие толкования — голос Святой Церкви, обязательный для всех верующих православных христиан на все времена. |
Об авторах книг и наименовании |
|
|
У книги псалмов не один автор. Св. Афанасий утверждает, что из ста пятидесяти псалмов семьдесят два принадлежат Давиду, в девяти изрекается о Давиде, двенадцать псалмов написаны Асафом, двенадцать — сынами Кореовыми, по одному псалму написали Моисей, Едифум, Еман, Соломон, два псалма — Аггей и Захарий, и еще тридцать девять псалмов не надписаны. Некоторые из псалмов написаны до Давида, другие — во времена Давида или самим Давидом, некоторые — после Давида. Почему же все псалмы приписываются Давиду? “Причиной этого, — пишет святитель Афанасий, — был сам Давид. Он избрал певцов и потому, как учредитель, сподобился той чести, что все, изреченное другими певцами, приписано Давиду”. В еврейской Библии книга псалмов называется Книгою хвалений, потому что большая часть псалмов заключает в себе благодарения, хваления и славословие Господа. В греческой Библии она называется псалмы, то есть песни, потому что в Ветхозаветной Церкви их пели. Книга псалмов называется Псалтирью по имени музыкального инструмента, под игру которого пелись псалмы. |
Надписания псалмов |
|
|
Кроме общего названия (то есть псалом или песнь) и кроме имен авторов, псалмы имеют особые надписания. Надписания псалмов означают: а) их свойства — например, песнь, молитва, псалом и т. д.; б) имена лиц, написавших псалмы, например, Давид, Асаф и т.д.; в) имена лиц, к которым были отсылаемы псалмы для употребления в храме, например, Идифуму, сынам Кореовым, Ефаму. Еманну; г) назначения псалмов, например, в разум — пс. 41, в научение — пс. 59 и т. д.; д) случай к написанию псалма, например, внегда отбегаше от лица Авессалома (по случаю бегства от Авессалома) пс. 3; е) музыкальные инструменты, под игру которых должно было петь псалмы. При служении в скинии и в храме употреблялись различные музыкальные инструменты — псалтири (род лиры), тимпаны (деревянный круг с натянутой кожей, по которой били пальцами), кимвалы (две металлические тарелки или кружки, которыми ударяли одна о другую), систры (металлический треугольник с прикрепленными к нему кольцами и палочками), струнные — арфа, гусли, самвики (треугольная арфа с четырьмя струнами), орган (род свирели или волынки), сопел (флейта), роги из рогов или металла. Названия этих инструментов используются в надписаниях псалмов, например, в славянском переводе “в песнех”, пс. 4 (в русском переводе с еврейского — “на струнных музыкальных инструментах), в пс. 5 — “о наследствующем”, духовом музыкальном инструменте, в пс. 6 — “о осмем” — семиструнном инструменте, пс. 8 — “о точилех”, гефском музыкальном инструменте, пс. 9 — “о тайных”, на свирели, пс. 52 — “о Маелефе”, на духовом инструменте, пс. 55 — “о людех от святых удаленых” — одни подразумевают здесь музыкальный инструмент, другие — хор певцов или музыкантов. В надписаниях псалмов также употребляется слово “разума”, что переводится как учение — пс. 31, 41, 43. 44, 51—54, 73, 87, 88, 141. Часто встречается в надписаниях слово в конец, — псалмы 4, 6, 8—14, 17—19, 21, 30, 35, 38—41, 43—46, 48, 50—61, 63—69, 74—76, 79, 80, 83, 84, 87, 108, 138, 139. Это выражение означает, как толкует блаженный Феодорит, что предсказываемое пророчество исполнится после, в отдаленные времена. У книги псалмов не один автор. Св. Афанасий утверждает, что из ста пятидесяти псалмов семьдесят два принадлежат Давиду, в девяти изрекается о Давиде, двенадцать псалмов написаны Асафом, двенадцать — сынами Кореовыми, по одному псалму написали Моисей, Едифум, Еман, Соломон, два псалма — Аггей и Захарий, и еще тридцать девять псалмов не надписаны. Некоторые из псалмов написаны до Давида, другие — во времена Давида или самим Давидом, некоторые — после Давида. Почему же все псалмы приписываются Давиду? “Причиной этого, — пишет святитель Афанасий, — был сам Давид. Он избрал певцов и потому, как учредитель, сподобился той чести, что все, изреченное другими певцами, приписано Давиду”. В еврейской Библии книга псалмов называется Книгою хвалений, потому что большая часть псалмов заключает в себе благодарения, хваления и славословие Господа. В греческой Библии она называется псалмы, то есть песни, потому что в Ветхозаветной Церкви их пели. Книга псалмов называется Псалтирью по имени музыкального инструмента, под игру которого пелись псалмы. |
О чтении Псалтыри |
|
|
Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов — это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в псалмах врачевание. Книга псалмов — это не произведение искусства, дошедшее к нам из глубины веков, хотя и прекрасное, но чуждое и постороннее, нет, книга псалмов очень близка нам, это книга о всех нас и о каждом человеке. “По моему мнению, — писал святитель Афанасий, — в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа — для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах... Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом”. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|