свящ. Василий Мельничук
проректор РПУ ап. Иоанна Богослова, директор Православной гимназии св. прав. Иоанна Кронштадтского

Православная гимназия как альтернативная форма обучения

     На основании 28 ст. Конституции (1993г.) ст. 11 «Закона Р.Ф. об образовании (5января 1995г.) и «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» (24 сент. 1997г.) была основана наша Православная гимназия св. прав. Иоанна Кронштадтского как альтернативная форма обучения.
Цель православного воспитания и обучения - возродить национальный генотип России, в основе которого были святость, учёность и воспитанность человека.
     Гимназия имеет лицензию, аккредитацию, в 1999 году прошла аттестацию, на право выдачи аттестатов за курс основного среднего образования, а в 2002 году - на право выдачи аттестатов за курс полного среднего образования. В гимназии обучается 80 учеников с 1 по 11 класс, постоянно работает 18 учителей и 5 совместителей, при гимназии есть музыкальный класс (фортепиано, гитара, флейта) и православный хор.
     В основу работы гимназии положены следующие положения:
- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
- посредством уровнего преподавания подготовка учащихся к самообразованию;
- в старших классах на основе специализации гимназии и вариативности обучения. Решение задачи достижения каждым выпускником функциональной грамотности и подготовки к поступлению в вузы;
- воспитание в учащихся духовно-нравственной целостности, свободного поиска, научного знания о мире, нравственной истины, смысла человеческой жизни.
     1993-1994 гг. – это были годы формирования педколлектива и апробации методик образования в начальной школе;
     1995-1996 гг.- отработка учебных программ в единстве с православным компонентом, поиск кадров для среднего звена и их катехизация, создание системы дополнительного образования;
     1997-1998 гг. – это время отработки педагогических методик в работе учителей, преемственности работы с детским садом, начальной школы и среднего звена, поиски путей межпредметных связей между светскими и православными предметами, отработка процентного соотношения этих компонентов;
     1999-2000 гг. – годы использования новых педагогических технологий в работе. Поиска интеграции предметов и их блоков с православием. Период распространения опыта работы нашей гимназии среди православных.
     Основу учебного плана гимназии составляет государственный компонент, включающий риторику (5-7 кл.), краеведение (7 кл.), граждановедение (8 кл.), введение в экономику (9 кл.), факультативы по информатике, социологии, экологии, церковно-славянскому языку, математике, русскому и английскому языкам.
     Учителя гимназии работают на основе учета духовного уровня семьи. Физического и психического состояния детей, с опорой на лучшие качества ребенка; обучение ведется с позиций православия, современного взгляда на многие вопросы науки, культуры и истории.
     Выработка единых позиций учителей в миропонимании и обучении вырабатывается на катехизации, педсоветах, метод советах, педчтениях по темам «Путь разума и души в поисках истины», « Воспитание духовности и нравственности на основе приобщения учащихся к ценностям культуры», «Обучение- это обслуживание души», «Православный компонент в системе образования учащихся», «Духовный облик гимназиста- зеркало среды и работы учителя».
     Учителя гимназии имеют высшее образование, это учителя- профессионалы, болеющие за результаты труда, стремящиеся к самообразованию и внутреннему совершенствованию. Преподаватели вероучительных предметов (Петрова Л.П., Ткаченко С.Ф., Мельничук Л.П., Миклашевич Л.П.) - это консультанты по православию для всего коллектива, Кузьмина И.В. -–по методической работе, 
отец Василий – духовный наставник всех учителей и учащихся, председатель аттестационной комиссии гимназии.
     Стиль поведения учителя с учениками в гимназии определяется двумя факторами: снисходительностью, т. е степенью готовности прощать поступки, и строгостью наказания с позиций христианства, памятуя, что главный грех- это терпимость к греху.
     Православная гимназия при малой наполняемости классов, с молитвой и Божией помощью дает возможность и индивидуального подхода к детям, и личностно-ориентированного обучения. В нашу гимназию приходят дети, полные душевной чистоты и ясно выраженного стремления к искренности и правде. И мы ставим задачу: застраховать эту чистоту от влияния возраста и обстановки.
     «Люби всякого человека, несмотря на его грехопаденья, наставляет наших педагогов и воспитанников отец Иоанн Кронштадтский.- Грехи грехами, а основа в человеке одна - образ Божий. Уважай в нём величественный образ Божий и долго терпи погрешностям и заблуждениям человека падшего».
     Сочинения учеников говорят об очень многом: «каждый учебный год, день, вообще всякое дело начинается у нас с молитвы. Мне очень нравится изучать богословские предметы, и что другие предметы изучаются с позиций православия.
     Наставники внимательные и любящие. Гимназия- это мой второй дом. Смирнова Аня - 9класс.  20-27% учебного времени составляет православный компонент. Ученики изучают основы христианской этики, Закон Божий, Новый Завет, сектоведение, Историю русской и Вселенской церквей, церковно-славянский язык и основы православной культуры, церковное пение. В этом блоке предметов изучаются Ветхий и Новый Завет, вопросы христианства, миссионерства, современных религиозных сект, заповеди Божии и нормы жизни по «Домострою», История Вселенской церкви и особенности русской православной религии, годичное Богослужение в церкви, пророки и грехи, заповеди блаженств, подготовка к исповеди и причастию, деяния апостолов и духовно- нравственный идеал человека, исполняющего Заповеди Божии и многие другие вопросы.
     Работа педколлектива строится на основе традиций русской православной школы: доступность и последовательность, преемственность и научность обучения, соборность и воспитание национального самосознания, ответственность за судьбу страны, нравственной чистоты и высокой духовности.
     Педколлектив понимает, что основное воспитание ребенок получил в семье; хорошо, если это семья православная с русскими традициями и укладом жизни. Но в гимназии есть ученики, требующие особого внимания, пораженные грехом и здесь работа учительская- это работа реставратора по очистке лика ученика от напыления грехов. Основу её составляет, конечно, индивидуальная работа с ребенком на уроке и во внеклассных беседах, посещение детей на дому и вовлечение их в дела по интересам, чтение духовной литературы и посещение храма. Большую роль в этом играет исповедь ребенка, умение, умение видеть свои грехи и желание от них избавиться. И здесь каждому, кто имеет отношение к детям, надо помнить, что «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла» (Мк. 12:10).
     В работе с родителями уделяется большое внимание катехизации, которая осуществляется на родительских собраниях, в беседах с духовником, в храме. «Чада! послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь, яже есть заповедь первая во обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли. И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни (Ефес.6,1-4). Родители отмечают, что православная гимназия - это в первую очередь школа благочестия и добрых нравов, соборности и христианских позиций в обучении, в оценке поведения и событий , происходящих в стране. Они вместе с детьми и учителями посещают храм, совершают паломничества по святым местам, помогают в оформлении кабинетов, пополнении материальной базы гимназии, сопровождают детей на выступления хора, предметные олимпиады.  Духовное единение учителей, учеников и родителей помогает решать многие вопросы в воспитании и обучении детей.
     Процесс обретения личностью спасительного, нравственного востребованного духовного опыта и является предметом православной педагогики. Результатами труда педколлектива являются успехи учащихся гимназии:
- победители Московской олимпиады по русской словесности среди православных школ, лицеев, гимназий;
- дипломанты Московского форума «Одаренные дети» в номинациях «Знатоки Богословия;
- хор гимназии является дипломантом Московского форума «Я люблю тебя, Россия!»
- хор неоднократно выступал на Международных Рождественских чтениях в присутствии патриарха Всея Руси и Святейшего Синода.
     Учителя гимназии ежегодно выступают с докладами в Москве на Международных Рождественских чтениях, а в 1999 г. в Железнодорожном была проведена городская конференция «Русская духовная культура как основа воспитания и образования» инициатором которой бала наша гимназия. На конференции выступали с докладами профессора вузов г. Москву, Духовной академии и семинарии, академик Ш. Амонашвили.
     Необходимо отметить благожелательное отношение муниципальных властей к работе Православной гимназии: понимание общих задач в образовании и воспитании, проблем нашей гимназии, поиск общих направлений в работе.
     В 2001/2002 учебном году Православная гимназия сделала первый выпуск 11 класса, из которого было три медалиста с лучшими показателями среди духовных школ Москвы и Московской области. Все выпускники поступили в высшие учебные заведения Москвы. 80% из них - в вузы гуманитарно-духовного профиля.
     Гимназия готовится достойно встретить свой десятилетний юбилей, который будет торжественно отмечаться в 2003 году.

© свящ. Василий Мельничук

Hosted by uCoz