прот. Василий Мельничук
проректор РПУ ап. Иоанна Богослова, директор Православной гимназии св. прав. Иоанна Кронштадтского

Православное воспитание в воскресной школе

“Иисус сказал: пустите детей и
не препятствуйте им 
приходить ко Мне” 
( Мф. 19,14)

 

     Каждая судьба ждет Божье дитя? Выживет ли она? Приветом ли встретит её жизнь, ничем не ограничит тихое сияние её молодости? Или на болезненное чуткое сердце один за другим станут падать тяжёлые удары? Но она будет знать тогда, куда ей укрыться . И , как первое обручение её с Богом, в котором всегда найдёт утешение , отраду, защиту и силу- будет ей вспоминаться её детство и юность молодая. 
     Бывают дети, особенно отмечены перстом Божиим, дети задумчивые, сосредоточенные, милостивые, которые так нуждаются в православном воспитании и нравственном совершенстве.
Этой науке философ Кант посвятил целый труд , доказывая , что религия без нравственности и нравственность без религии существовать не могут.
     Оптинский старец Амвросий говорил, что юношей без надломов в жизни почти не бывает.
Воскресная школа оказывает большое влияние на христианское воспитание детей и взрослых. Это одна из форм апостольского служения, так как именно воскресная школа берёт на себя миссию по первоначальному оглашению (воцерковлению) и, в известной мере, воспитанию и образованию христианских детей.
     Наше призвание - убрать все препятствия на пути ко Христу, помочь ребенку обрести истинную веру и познать живого Бога, с благоговением относиться к тому таинственному действию Духа Святого в детской душе, которое со временем преображает, воспитывает ребенка и присоединяет его к полноте жизни Церкви.
     Наставникам, педагогам и учащимся воскресных школ необходимо понуждать себя на всякое доброе дело. Эти добродетели нуждаются еще и во вдохновении. Ограниченное, свободное, любящее вдохновение - есть первое условие достойной творческой жизни на земле. «Это вдохновение есть дуновение Божие в человеке и его земной культуре» - говорил И.А.Ильин. Вера в Бога - есть главный источник вдохновения, которое стимулирует волю к совершенству и воспитанию.
     По степени церковности и духовному состоянию детей и их родителей условно можно разделить на нецерковных и воцерковлённых. Основное внимание при обучении нецерковных детей 
должно уделяться миссионерской проповеди, живому свидетельству о Боге Христе, особенно в средних и старших группах. Церковных детей, в свою очередь, начиная с самых маленьких, посещающих храм, причащающихся и исповедующихся, с которыми можно уже говорить о христианской этике.
      Мораль, провозглашенная в Евангелии Сыном Божиим, Иисусом Христом, в Нагорной проповеди, раскрывает полнее “Десятисловие” полученное от Бога св. пророком Моисеем на горе Синай”. Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет на земле. ”Старость их чтите, немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить; За это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете и от людей прославитесь, и дом ваш благословиться на веки, достигнете старости маститой в благоденствии дни свои проводя” (“Домострой” стр.16-20. Ярославль 1991 г.) Всякий, покоящий мать свою, волю Божию творит и угождающий отцу будет во всем благополучен.
     Детское сердце можно сравнить с садом, а родителей - с приставленным Богом садовником, которые с раннего детства должны очищать сад - сердца своих детей - от бурьяна и плевел греха и греховных привычек. А если зло уже укореняется, особенно во взрослом, то на это отвечает свт. Иоанн Златоуст: “Ты жалуешься на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был ещё юн, научить и воспитать его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь его души!” Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в детях зло, но и приучать его с младенчества к добру. Если человек ещё в юности пошел по верному пути, если ещё в детстве полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. “Если есть у тебя дети, учи их, и с юности нагибай шею их,” -говорит Премудрый.
     Не следует никогда терпеть, чтобы дети выходили из послушания церковного и родительского. Сказано - должно быть и сделано. Только таким образом можно сломить своенравие и образовать сильную, на добро направленную волю, послушную родителям и наставникам. 
     С другой стороны, родители и наставники не должны унижать и обсуждать друг друга, и тем подрывать в детях уважение к себе. К серьёзно ласковому и нежному отцу, и наставнику дети больше всего питают почтение: одного взгляда их довольно - и послушание готово. Дети, видя правду родителей и наставников, будут верить в правду вечную. Эту правду нужно любить по религиозным побуждениям, с мыслию о Боге. Учащиеся воскресной школы только тогда будут любить правду и истину, когда они будут твердо знать, что Бог есть непогрешимая истина и, что он ненавидит всякую ложь, и всякая неправда есть грех. Примером нам может послужить святой праведный Иоанн Кронштадтский, чьё имя носит наша православная гимназия.
     Три основные добродетели выделялись в его жизни: что он праведен, искренен и прост, за что любила его вся Россия.
     Детям необходимо объяснить, что истина может быть, только одна и её сохранила Православная церковь, остальные религии в поиске этой истины, не говоря этого уже о сектантских течениях. Истинная вера может быть только одна, ещё абсурднее слышать, что всё равно как верить, лишь бы жить только честно.
     Нарушая Заповеди одну за другой, банкир норовит ограбить своих клиентов, доверивших ему свои капиталы. Адвокат продаёт своего клиента противнику за хорошую сумму. Доктор получил с больного много денег, не лечит последнего, тянет болезнь, а с нею вместе умножает гонорар за визиты , а инженер строит дома почти без цемента - это всё бесчестная жизнь. Чтобы жить честно, тот должен иметь Веру и “праведный от веры жив будет” (Рим. 1,17). Сия есть вера Православная.
     И так, чтобы доказывать истину и жить честно, необходимо проявлять великую христианскую любовь к своему ближнему. Наша воскресная школа не ограничивает стенами нашего храма и гимназии, а ведёт воспитательный процесс ещё и в других местах нашего города, основываясь на истине и честности. 
     Мы свою веру больше всего в воскресной школе не доказываем, а показываем своей христианской любовью.
     Другие конфессии потеряли своих приверженцев в нашем городе. Я помню, как в одной из таких школ остался ученик, в скором времени и тот больше не пришел на беседу к инославному проповеднику. И не помогли даже те большие подарки, которыми так манили наших детей.
Подтверждается соборное правило на деле, что на территории Православия другим конфессиям навязывать свои убеждения не только запрещено, но и грешно.
     В воскресной школе должны проводиться уроки не в тягость, а в радость. Дети, как обычно много мечтают, но мечты не всегда воплощаются в жизнь. Задача педагога и наставника направить детей на реальную жизнь, а не вольнодумную, которая развращает чистые сердца.
     Например, встретить Рождество Христово- это значит встретить Самого Богомладенца Христа. Если ещё и елка в Рождество Христово в Храме, и под елкой Вертеп, Ясли и целая декорация по воспоминанию той Вифлеемской ночи. Мы мысленно переносимся почти две тысячи лет назад. ”Я возвещаю вам великую радость...”-говорил Ангел. Так дети встречают Рождество в нашем храме, в котором находится фарфоровый иконостас. В нашей церкви на Рождество большая елка, как в Кремле. Вторая же елка находится прямо у входа в церковь, где дети поют и водят хоровод- это символ радости и вечной жизни. В 1990 году была первая елка после перемен в отечестве, где было Рождественское прославление и представление, которое транслировалось по центральному телевидению. Детей было около тысячи, и все они были рады празднику, и ёлке. Побольше бы таких духовно-воспитательных моментов.
     Нашу Воскресную школу посещали и посещают не только из нашего города, но и из Москвы, особенно девушки и юноши, которые ищут нравственной опоры. Юношей после трех годичных курсов в нашей гимназии призвали в армию, а им там доверяют ответственные послушания; смотреть у пульта за нашим небом, а рядом с ними икона, Евангелие и молитвенник - такой уж точно не подведёт. Один воин пишет нам в Воскресную школу, что очень благодарен за тот пройденный путь в нашей школе, где он научился христианской любви, прощать и переносить личные обиды. “Я считаю, быть солдатом -это честь и долг перед совестью и Отечеством” -так думали солдаты дореволюционной России.
     С юношами и девушками у нас особые уроки и, прежде всего, как сохранить свою прекрасную юность. «Батюшка, - говорит одна девушка, - а ведь меня один провожает, но между нами бывает всё по-христиански». Я ответил ей, что всему бывает своё время, как и плоду на дереве, а вы то ещё молодые, говорить можно, но увлекаться грешно. Оказывается, что её отец член Верховного Совета и также запрещает встречаться с ним. Вскоре они расстались, но остались по-христиански братом и сестрой. Пришло время исповеди - это тайна. Девушка и юноша у меня исповедовались. Оказалось, они прекрасно усвоили из уроков нашей школы как сохранить своё целомудрие.
      Наставники с родителями должны воспитывать своих детей так, как воспитаны преп. Сергий, князь Дмитрий Донской и другие наши святые. Кто передаст ту любовь, которую испытывал будущий вождь своего народа преп. Сергий Радонежский за святую Русь. Страдая, он маленьким сердцем своим от неизбежного горя Отчизны, уже тогда вымаливал и воспитывал ту волю, через которую достигли победы над игом с князем Дмитрием Донским.
     И так, для полного счастья нашим воспитанникам необходимо иметь глубокую веру в Бога. ”Ибо для счастья созданы люди, - говорил Ф. М. Достоевский, - кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: «Я выполнил Завет Божий на этой земле». «Все праведные, все святые мученики были счастливы”. (Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» т.9стр.72, 1958 г.)
     Религия дана Богом не только для каждого человека в отдельности, но и для всех людей вместе. Жизнь семейная, общественная и государственная невозможна без религии. Признавать Бога и исполнять его Заповеди является для всех людей обязанностью.  «Его можно обрести, только путем Евангелия» (Блез Паскаль «Мысль о религии» стр.12 М., 1892 г.) "Евангельский свет просвещает всякого человека живущего в этом мире”. “Гибель народа без слова Божия, ибо жаждет душа наша слова и всякого восприятия” (Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы”), который так благотворно влияет на воспитание и образование воскресной школы.


© свящ. Василий Мельничук

Hosted by uCoz