свящ. Василий Мельничук
проректор РПУ ап. Иоанна Богослова, директор Православной гимназии св. прав. Иоанна Кронштадтского
Доклад на X Международных Рождественских чтениях (Москва, 30 января 2002)

 Практическая реализация православного и светского образования 

     За 10 лет перестроенного периода в России сложилась система православного образования и воспитания: работают воскресные школы, православные лицеи и гимназии, центры духовной культуры, славянской культуры, православно-музыкальные и культурно-просветительские центры, духовные семинарии, институты, академии. Реальностью стал вывод о том, что необходимо возрождать лучшие традиции русской православной школы, генотипы русского человека, в основе жизни которого были образованность, святость и воспитанность. Конституция и законы России дали возможность выполнять социальный заказ общества - воспитывать и обучать детей на основе православия, заповедей Божиих, высоких моральных и духовных качеств.
     Православная гимназия св. прав. Иоанна Кронштадтского основана в 1993 году на основе воскресной школы, сейчас в ней обучается 90 человек 1-11 -х классов. Образование основывается на государственной программе по основам наук и 20-27% учебного плана составляет православный компонент. Учебный план составлен с учетом максимальной учебной нагрузки, учащимся предложены дополнительные занятия, факультативы, индивидуальные консультации по предметам, углубленные курсы по определенным темам, работает Совет старшеклассников, научное общество учащихся, хор гимназии и музыкальный класс. Всего во внеклассной работе принимает участие 65 % всех учащихся.
     Православный профиль гимназии дает возможность учащимся ориентироваться на поступление на гуманитарные факультеты светских вузов и православных учебных заведений.
     Работа гимназии основана на решении триединой задачи:
1-я задача - Духовно- нравственное развитие детей:
• воцерковление;
• евангельские принципы жизни;
• православное мировоззрение.
2-я задача - Высокий уровень образования:
• модернизация содержания образования;
• качество преподавания (рост профессионализма учителей, использование педагогических
  технологий, повышение квалификации, обобщение и распространение передового опыта работы)
• индивидуализация, дифференциация и личностно- ориентированное обучение;
• освоение учащимися умений и навыков, расширение их компетенции.
3-я задача - Социализация учащихся:
• участие в общественной жизни гимназии;
• участие в социальном служении;
• правовой лекторий;
• учебный курс «Введение в экономику»;
• учебный курс «Основы права»;
• подготовка по курсу «Введение в социологию»;
• профориентация.
     Решение этих трех задач идет в гимназии по трем направлениям:
- работа с педколлективом;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
     Они, конечно, взаимосвязаны, но в каждом направлении мы видим свои особенности.
     В работе с педколлективом администрация гимназии видит следующие основные вопросы
     1. нормативно-информационная служба:
• изучение нормативных документов;
• списки литературы, фото- и видео- по предметам;
• рецензирование по вопросам методик и технологий:
• аттестация педработников.
     2. углубление наукоемкости и практике- ориентированности методической работы;
• сохранение целостности учебно-воспитательного процесса с использованием инноваций;
• повышение квалификации учителей (самообразование, наставничество, курсы, семинары,
  конференции, чтения, Интернет, открытые уроки, школа мастерства)
• развитие компетенции учителей: (поиск и анализ информации, контрольно-аналитические умения,
   научно-исследовательские, проектировочные и адаптационные умения.
     3. Катехизация молодых и вновь прибывших учителей и воспитателей:
• индивидуальная работа;
• православный лекторий;
• Рождественские чтения;
• паломничества.
     В работе с учащимися педколлектив считает главными следующие задачи:
     1. Дать каждому выпускнику фундаментальную общеобразовательную подготовку на уровне функциональной грамотности к самообразованию.
     2. Развивать потенциальные способности каждого ученика.
     3. Ориентация учащихся на формирование практических навыков анализа информации и становления структур ценностных ориентации.
     4. Овладение системой базовых социальных компетентностей. включая основные навыки действия в гражданской правовой сфере. Основная масса учащихся занимается с интересом, увлечением, активно включается во все виды деятельности гимназии, охотно участвует в паломничествах, учебных конференциях, в конкурсе-форуме «Одаренные дети России», являются дипломантами номинации «Юные богословы», «Музыкальный конкурс». Ежегодно учащиеся участвуют в проведении Рождественской елки в городе, в городских мероприятиях, фестивалях и конкурсах.
     В гимназии работает Совет старшеклассников и научное общество, участники которого за 2000/2001 учебный год подготовили 68 докладов, с которыми выступили на 2-х ученических конференциях и зачитали в классах на уроках. В работе с родителями уделяется внимание:
• катехизации;
• взаимодействию с гимназией по вопросам обучения, воспитания, подготовке к православным праздникам, выступлениям хора, участия в экскурсиях и паломничествах.
     Гимназия имеет поддержку местных властей. Комитета по образованию, тесную связь с отделом культуры города.
     В 1999 году гимназия провела городскую конференцию по теме «Русская духовная культура как основа воспитания и образования» с приглашением руководства города, отдела культуры, заслуженных ученых в системе образования, главных редакторов журнала «Просветитель» и газеты «Воскресная школа». В январе 2001 года гимназия приняла секцию 9 Рождественских чтений «Гимназии и лицеи» в ноябре 2001 года участвовала в организации и проведении городской конференции «Православная нравственность и культура», где обсуждались вопросы взаимосвязи светских и православных учреждений.

© свящ. Василий Мельничук

© Shevardina Maria, 2008
© Gymnasia, 2008
Дата последнего изменения 24.11.2006

Hosted by uCoz